СОВЕТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Культура семейных отношений и физическая культура - нерасторжимое единство, звенья одной цепи. Совместные занятия физкультурой и спортом укрепляют силы «внутреннего притяжения», увеличивают «потенциал доверия» семьи. Физкультура и спорт – это та сфера, которая раскрепощает родителей и детей, уменьшает дефицит их общения, прививает иммунитет против вредных привычек.
Чему учатся наши дети?
У детей 3-4 лет продолжают развиваться разнообразные виды движений. Они учатся ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений ног и рук. Приучаются действовать совместно. Учатся энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед, принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и в высоту с места; в метании предметов. Закрепляют умение энергично отталкивать предметы при катании и бросании. Продолжают учиться ловить мяч двумя руками одновременно. Обучаются хвату за перекладину во время лазанья. Закрепляют умение ползать. Учатся строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Учатся сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учатся выполнять правила в подвижных играх. Развиваются психофизические качества, самостоятельность и творчества при выполнении физических упражнений в подвижных играх.
К концу года дети 3-4 лет могут:
Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление; выполнять задания: останавливаться, приседать, поворачиваться.
Бегать, сохраняя равновесие, изменение направления, темп бега в соответствии с указанием.
Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
Ползать на четвереньках, лазать по лесенке стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее 40см. в длину.
Катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м. Бросать мяч двумя руками от груди; из-за головы, ударять мяч об пол, бросать мяч вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее 5м.
Уметь выполнять движения, проявляя творчество и фантазию.
Совет родителям: Родителям все время нужно ободрять своего ребенка похвалой, удивляться тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, смелый, сколько он уже умеет.
У детей 4-5 лет продолжают развиваться и совершенствоваться двигательные умения и навыки, дети учатся творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закрепляют умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учатся бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь носком. Дети учатся ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учатся энергично отталкиваться и правильно приземлятся в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. Учатся прыжкам через короткую скакалку. У детей закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук. В этом возрасте дети учатся кататься на двухколесном велосипеде по прямой и по кругу. У детей развиваются психофизические качества: быстрота, гибкость, выносливость, ловкость. Учатся выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознано относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности развивается у детей организованность, самостоятельность, инициативность, творчество.
К концу года дети 3-4 лет могут:
Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
Лазать по гимнастической стене, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
Принимать правильное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстоянии не менее 70 см.
Ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м.; принимать правильное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю не менее пяти раз подряд.
Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
Строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.
Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность. Пластичность движений.
Совет родителям: В этом возрасте у детей формируется правильная осанка. Важно следить, чтоб ребенок не сутулился.
У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки. Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются психофизические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость. Формируется умение осознанно и творчески выполнять движения. У детей закрепляется умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры. Они учатся бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учатся лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учатся прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, правильно отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учатся сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Всесторонне развивается личность ребенка, формируются физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.
К концу года дети 5-6 лет могут:
Ходить и бегать легко и ритмично, сохранять правильную осанку, направление и темп.
Лазать по гимнастической стене, с изменением темпа.
Прыгать в длину с места, с разбега, не менее 100 см., прыгать через скакалку.
Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9м., в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м., бросать мяч верх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч о землю не менее 10 раз, владеть школой мяча.
Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты на право, налево, кругом.
Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту и грациозность, выразительность и пластичность движений.
У детей 6-7 лет формируется потребность в ежедневной двигательной деятельность. Совершенствуется техника основных видов движений, появляется естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп при ходьбе и беге. Дети учатся сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Учатся перелазать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учатся перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. Также у детей развиваются психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Дети продолжают упражняться в статистическом и динамическом равновесии, развивают координацию движений и ориентировку в пространстве. Закрепляют навыки спортивных упражнений. Учатся самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвуют в уходе за ними. Продолжают учиться самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
К концу года дети 6-7 лет могут:
Выполнять правильно все основные виды движений.
Прыгать в длину с места не менее 100см., с разбега 10см., в высоту 50см., прыгать через короткую и длинную скакалку.
Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на 5-12 м., владеть школой мяча.
Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе.
Сохранять правильную осанку.
Активно участвовать в играх с элементами спорта.
Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.
Совет родителям: Родители должны поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Как заинтересовать ребенка занятиями дома?
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не стоит принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Занятия дома должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы. Пробудить у ребенка интерес, также можно демонстрируя его умения перед членами его семьи или же его сверстниками. Так у ребенка развивается уверенность в своих силах, и стремление учится дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Игры, физические упражнения, спорт едва ли не самое интересное в этой жизни. Спорт укрепляет здоровье ребенка, способствует развитию творческих, духовных способностей.
Давай поиграем малыш!
В играх развиваются активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовываются игры с правилами. Дома больше поощряйте игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивайте навыки лазанья, ползания; ловкость, творчество и выразительность движений. Вводите различные игры с более сложными правилами и сменой видов движений. Воспитывайте дома у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Порой родители ошибочно полагают, что детство – это лишь подготовка к настоящей жизни. Нет, детство, включая самые ранние периоды, и есть жизнь. Нелегкая полная загадочных происшествий и захватывающих событий…
Играем дома, в саду, на природе!
Главная и самая правильная форма физического воспитания детей – игра. Игровая деятельность – это очень важный и просто не обходимый элемент развития каждого ребенка. Можно ли с пользой для здоровья заниматься подвижными играми не выходя из квартиры? И при этом не только детям, но и взрослым? Если у вас семейный праздник или у ребенка день рожденье, включите в праздничный день несколько подвижных игр. Дети будут рады, и вам будет весело!
Помните: Родители должны освоить азбуку воспитания и не бояться самостоятельно и активно заниматься со своими детьми. Без помощи родителей любые усилия в этом направлении могут пойти насмарку….
Дети растут и развиваются, насколько это будет гармонично, зависит не только от педагогов, но и от родителей!
Чем занять ребенка, в какую секцию или кружок отдать свое чадо?
"Как красиво девочка будет смотреться на коньках или с теннисной ракеткой, а мальчик - в боксерских перчатках на ринге..." Такие мысли нередко возникают у родителей. Спорт, бесусловно, нужен каждому, но как не нанести вред развивающемуся организму ребенка? Какой вид спорта и в каком возрасте выбрать?
Виды детского спорта
Легкая атлетика, плавание, катание на коньках, лыжный спорт, велоспорт, футбол, игры с мячом, дзюдо, гимнастика, ритмика... С какого возраста детям можно заниматься этими видами спорта и в чём преимущества каждого из них.
Легкая атлетика рекомендуется с 10 лет и девочкам и мальчикам. Развивает грудную клетку, правильное дыхание, улучшает снабжение организма кислородом. Ребенок становится гибким, ловким, уравновешенным. Мышцы тела развиваются гармонично. Девочки, занимающиеся легкой атлетикой, имеют красивую фигуру, длинные стройные ноги. Не стоит только заниматься толканием ядра, в то время как метание диска можно только приветствовать.
Мальчикам легкая атлетика тоже очень полезна. Но только нужно абсолютно исключить все упражнения бодибилдинга, выполняемые на тренажерах, часто наносящие непоправимый вред ребенку.
Плавание рекомендуется детям с 5-6 лет. Наиболее гармонично развивает все мышцы тела, дает ребенку прекрасную возможность научиться правильно дышать: давление воды на грудную клетку способствует наиболее полному выдоху, активизирует работу легких, выравнивает спину.
Плавание дает хорошую осанку. Брасс на спине - прекрасное средство для лечения искривления позвоночника (кроль в данном случае не рекомендуется).
У мальчиков плавание развивает широкие плечи и узкий таз, у девочек грудь становится крепкой, хорошо развитой.
Не бойтесь того, что в бассейне ребенок может заразиться какой-либо болезнью. Санитарно-гигиеническая служба следит за состоянием воды. Единственная неприятность - если ребенок (особенно его глаза) плохо переносит дезинфицирующие средства. В таком случае купите ему специальные очки для занятий плаванием.
Катание на коньках рекомендуется для девочек и мальчиков с 6 лет. Развивает ловкость и равновесие, укрепляет мышцы ног и делает детей стройнее.
Лыжный спорт. Заниматься им можно с 5- 6 лет, как девочкам, так и мальчикам. Но лучший возраст для начала занятий лыжным спортом - около 10-11 лет. Солнце, чистый зимний воздух сами по себе очень полезны. Занятия лыжами помогут ребенку быть увереннее в себе, закалиться. В упражнениях задействованы все мышцы тела.
Велоспорт. До 8 лет ребенок не должен серьезно заниматься велоспортом. К 3-4 годам можно купить малышу трехколесный велосипед, он очень полезен для развития мышц ног и суставов.
К 12 годам поездки на велосипеде могут быть довольно длительными (более 10 км). Все мышцы ног получают хорошую нагрузку, но чрезмерное увлечение велоспортом делает мышцы ног слишком объемными в ущерб развитию мышц других частей тела. Велоспорт не рекомендуют при некоторых отклонениях в развитии позвоночника.
Если вы хотите, чтобы у ребенка были длинные, красивые ноги, дозируйте нагрузку при занятиях велоспортом.
Футбол рекомендуется мальчикам с 12 лет. Занятия футболом очень полезны, но футбол, как и велоспорт, развивает лишь нижние конечности ребенка. У него будут слишком массивные бедра.
Игры с мячом (волейбол, баскетбол) рекомендуются мальчикам и девочкам с 9 лет. Они активизируют деятельность сердца и кровеносных сосудов. Лучше всего начать заниматься этими видами спорта с 10-15 лет. Все мышцы тела гармонично развиваются, особенно в длину. Фигура ребенка становится стройной, элегантной. Игры с мячом учат ловкости, быстроте реакции.
Особенно рекомендуются низкорослым детям, так как благоприятно влияют на рост. Девочкам игры с мячом помогают улучшить фигуру: грудь будет красивой, плечи ровными, бедра стройными, щиколотки и икры изящными.
Дзюдо рекомендуется в основном мальчикам с 7 лет. Способствует гармоничному развитию всех мышц тела, прекрасно развивает правильное дыхание, дисциплину, умение владеть собой, веру в себя.
Запрещается при заболеваниях позвоночника. Нежелательно для детей с чувствительной кожей, так как вполне вероятны многочисленные синяки из-за падений.
Гребля рекомендуется девочкам и мальчикам с 14 лет. Хорошо воздействует на мышцы спины, ног, живота, рук, делает гибкими суставы. У девочек гармонично развивается грудь.
Теннис - «односторонний» вид спорта. Нежелательно заниматься им до 12 лет, так как при этом одна сторона тела развивается больше, чем другая. Чтобы вторая часть тела не была недоразвитой, нужно заниматься специальными упражнениями для развития всех ее мышц, иначе возможен правосторонний сколиоз позвоночника. Учит ребенка расслабляться, делает гибкими суставы.
Гимнастика рекомендуется с 8 лет как мальчикам, так и девочкам. Не путайте этот вид спорта с домашней гимнастикой. Включает упражнения на полу и снарядах (бревно, брусья, конь, кольца, трамплин). Развивает гибкость и ловкость. Особенно рекомендуется девочкам: занятия дают им грацию, элегантность, уверенность жестов.
Мальчикам полезны все виды упражнений, кроме силовых, которыми можно заняться лишь после завершения полового созревания.
Ритмикой можно заниматься с 3 лет, классическим танцем - с 6-7 лет. Ритмическая гимнастика помогает при плоскостопии, выпячивании живота, нарушении правильного дыхания, затруднениях речи.
Классический танец, балет, до 6-7 лет не рекомендуется. Девочкам балет чрезвычайно нравится, они очень хотят надеть пачку и пуанты - быть как настоящие балерины.
Балет дает ребенку веру в себя, умение владеть собой, своим телом, грацию, элегантность.
Занятия танцем очень полезны нервным, робким девочкам, имеющим комплексы. Они становятся увереннее в себе, не боятся общаться с другими людьми. Учитель танца должен быть очень серьезным и компетентным, иначе могут случиться искривления ног, позвоночника, произойти отклонения в развитии ребенка.
Ребенок может танцевать в пуантах с 10 лет. Акробатические упражнения детям противопоказаны. Учитель танца никогда не должен стремиться достичь мгновенных успехов.
Катание на скейтбордах укрепляет все группы мышц, учит координировать движения Но нужно быть осторожным при выполнении сложных прыжков и пируэтов. Лучше их освоить под руководством тренера или инструктора.
Очень полезно танцевать. Немножко слуха и чуточку двигательного воображения, и на любую мало-мальски ритмичную музыку можно сочинить свой прекрасный танец, в котором бы участвовали не только ноги, но и голова. Чем круче выкрутасы, тем лучше, лишь бы ноги шли в такт. Нужно стараться двигаться так, чтобы движения не были слышны, ноги лишь дотрагивались бы до пола. Почему так Потому что таким образом тренируется легкость движений. Особенно полезно танцевать в одиночестве девушкам и юношам, которые вообще стесняются танцевать (а таких очень много).
Туризм. Такая форма двигательной активности заслуживает всяческого одобрения, даже если мы всего-то гуляем несколько часов по лесу в воскресенье. Если у семьи или в компании выработалась традиция круглый год каждое воскресенье отправляться на природу - это замечательно. Отправляясь даже в малый поход, дети должны экипироваться так, как будто идут очень далеко. Это не значит, что нужно взять с собой грузовик вещей. Просто следует обуть легкую удобную обувь, надеть теплые шерстяные носки, взять вещмешок или небольшой рюкзак, что-нибудь непромокаемое на случай дождя и, конечно, парочку бутербродов, несколько яблок, какое-нибудь питье.
Марш-бросок. Это простое спортивное соревнование, которое очень полезно для организма и отлично подходит для воскресного похода, когда не следует отдаляться от базы, но хочется испробовать себя в интенсивном движении. Выбираем ровную тропинку, аллею или луг длиной около 250 м (мерим шагами). Здесь будет проходить наш марш-бросок, и вот как он будет выглядеть:
Бег по пересеченной местности с препятствиями. Это другой вид воскресного спорта, который не требует ни специальных умений, ни стадиона, ни особого физического развития. Количество участников не ограничивается.
Выбираем и готовим трассу длиной около 500 м. Местность должна быть как можно более пересеченной: так интереснее. Пни, рвы, которые необходимо перепрыгивать (если нет рва настоящего, рисуем его двумя палками или рядами камней), кладка, просто лежащее бревно или даже начерченная на земле линия, которые нужно пройти, не потеряв равновесия. В двух пунктах на трассе следует устроить места метаний, сложив горку шишек или камешков. На любой ветке можно повисеть.
Если единомышленников много, можно устроить настоящий чемпионат.
Нестандартное спортивное оборудование
Использую "бросовый" материал (пробки, губки, "киндер-яца", пластмассовые бутылки и пр.) Вы можете изготовить интересные тренажеры, с которыми Ваш ребенок может с удовольствием играть и развиваться.
Работы наших педагогов:
"Нетрадиционное спортивное оборудование своими руками"
Игры с мячом
Игры с мячом всегда привлекательны для детей. Очень полезно проделать с малышами трех—пяти лет специальные упражнения. В этом возрасте у детей плохая координация движений и замедленная реакция. Во время занятий-игр взрослые должны следить, чтобы все движения у малышей были правильными, четкими, начиная с исходного положения.
1. Мяч у малыша в согнутых руках, на уровне пояса. Ходьба на месте в течение 30—40 секунд. Следите, чтобы малыш высоко поднимал ноги и каждый раз старался коснуться коленом мяча.( рис.1)
2. Ноги шире плеч, мяч у ребенка в опущенных руках. Поднять руки вверх, прогнуться, сделать вдох и передать мяч взрослому, стоящему за спиной. Затем, не сгибая ног, наклониться вперед, пропустив руки между ног, взять мяч — выдох. Можно повторить упражнение 5—8 раз.
3. Стать, как в предыдущем упражнении. Поворачивая туловище влево, малыш передает мяч взрослому партнеру — выдох. Возвращается в исходное положение — вдох. Затем поворачивается вправо, берет переведенный туда мяч и снова возвращается в исходное положение. Повторить упражнение 5—6 раз в каждую сторону.
4. Лечь на спину, руки вдоль туловища ладонями вниз, между ступнями зажать мяч. Взрослый стоит за головой ребенка. Поднять прямые ноги и постараться передать мяч партнеру — выдох. Опустить ноги в исходное положение — вдох. Снова поднять ноги и зажать мяч ступнями, опустить ноги в исходное положение. Повторить упражнение 5—6 раз.
5. Перебрасываться с ребенком мячом на расстоянии двух шагов. Постепенно, осваивая упражнение, увеличивать расстояние. Повторять упражнение 15—20 раз.
6. Сесть на пол друг против друга, развести ноги. Толкая мяч партнеру по полу или ловя его, делать выдох, выпрямляясь — вдох. Повторить упражнение 15— 20 раз.